7-14 апреля — Перунова неделя

Неделя Перуна ( Дата празднования варьируется. 7-14 апреля, либо празднуется также 23-29 марта)
Эта неделя – праздник, который уходит далеко в языческую древность славян. Суть его в том, что после наступления равенства дня и ночи весной, славяне начинали проводить обряды, которые посвящены наступлению теплой весны. Неделя, в течение которой проходил этот праздник, называлась Перуновой. На протяжении целого праздника богу Перуну делали различные подаяния (жертвоприношения), смысл подаяний в том, чтобы помочь богу победить темные и могучие зимние силы. Именно с этой целью, на холмах разжигали костры, которые и посвящались Перуну. После крещения Руси, праздник «Неделя Перуна» осталась в празднованиях у славян, но обряы стали подогнаны именно к пасхе.

Понедельник
Сначала недели, люди убирали, мыли, вычищали, в общем, приводили свои дома, склады, бани в порядок, готовясь встречать весну  (В Православной традиции это осталось, но люди встречали и ждали уже Пасху).
Вторник

В этот день славяне делали специальное «Боченое молоко». Рецептура этого молока следующая:
Нужно взять немного льняного, либо конопляного семени, после – растолочь в ступе, и все это разбавить водицей. Назвалась эта смесь молоком, потому, что капельки масла были беловатого цвета после разбавления с водой. Традиционно такое молоко считалось хорошим защитником от болезней, плохого энергетического влияния и демонической силы. Молоко пили не только люди, но и давали домашним питомцам, скотине и т.д., тем самым, давая возможность скоту всегда быть сытым и плодовитым.

Среда

Среда была днем, когда проводился ритуал обливания животных «Живой водой». Такую воду получали при собирании снега, а когда тот начинал таять в доме, то в емкость добавлялось немного крупинок «соли четверга» с прошлого года. После приготовления раствора, скот обливали этой «Живой водой», а также поливали углы загонов, курятников, сараев и т.д.
Также, в среду, славяне пытались услужить и задобрить духов, особое внимание заслуживает домовой.  В угол избы, либо на темном чердаке, старались класть немного еды, и кличем приглашали домового покушать, говоря: «Ступай домой, чужой домовой. А свой – за скотиной сходи и скотину паси».

Похожим способом наши предки старались задобрить лешего (во времена крещения, и после крещения Руси, православные христиане снимали крестик перед походом), собираясь в лесной поход с наступлением темноты. И уже в лесу, люди садились на поваленное деревце, совершали жертвоприношение (клали какую-либо вкусную еду, которую принесли лешему), при этом зовя лешего: «Лесная царица, лесной царь, возьми на хорошее здоровье, дай мне плод, на мой род». После такого обряда, славяне брали муравьев с земли и уносили их с собой в хлев, где находится скот.

Четверг

В четверг производился ритуал, под названием «Прикормка мороза». Заключался он в следующем: необходимо приготовить кисель из овсяной каши, после чего наливали его в тарелку, а дальше ставили на окно, либо ставили во дворе, уговаривая мороз попробовать вкусное кушанье: «Мороз-мороз, не морозь ты наш овес, лучше киселя поешь, да нас потешь». Бывало, что приглашали не только мороз, но и лесных жителей, приговаривая: «Волки, зайцы, медведи, лисы, птицы, приходите к нам кисель кушать».

Чтобы защитить домашний скот от мороза, наши предки делали обряд «Клич скота». Смысл его заключался в том, что люди кричали в большую печную трубу, перечисляя весь скот, что есть у рода на данный момент. Если через трубу крикнуть было нельзя, то могли крикнуть и через окно в избе.
Вариация с окном. Сосед, либо кто-либо из избы стучали в окошко снаружи и спрашивали: «В избе ли коровки (свинки, овечки, телятки и т.д.). Хозяин или хозяйка должны были ответить «В избе, в избе», либо же «Дома, дома». В диалоге между гостьей и хозяином/хозяйкой перечислялось все, что растет на огороде, имеющееся зерно в хозяйстве и то, что стоит в избе. Постепенно данный традиционный обряд утратил свою популярность, и впоследствии стал детской игрой, которая называется «Кто дома?» Также в этот день недели растапливали баньку, чтобы все семейство смыло все нечистоты, и встретили праздник с чистотой, как избы, так и тела. Более того, в четверг баню приготавливали не только для живых, но и уже усопших членов Рода, оставляя для них немного еды, так называемая и делалась поминальная трапеза.
Отсюда и пошло название – «Чистый четверг».

При растапливании печи, в нее бросали соль: немного соли оборачивали так, чтобы получился узелок, а после клали в печь. Соль доставали после того, когда печь закончили топить. Такая соль, которая называлась «Четверговой», применялась для лечебных целей. А хранили такие узелочки за иконами (православные христиане), либо же в ладанках.

А в пятницу, выполнив все обряды, продолжают праздновать «Перунову Неделю».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *