9 марта — Сороки, Жаворонки

9 марта проводят вторые Заклички Весны (Богини Живы), творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе «ярилиными плешами». Согласно славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц (от того праздник сей зовётся Сороками), знаменующих собой приближение Девы Весны, и первые из них — жаворонки и кулики. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.

В народе говорили: «На Сороки сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается», «На Сороки — прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков». В этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершались Сороки — Жаворонки. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через сорок дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.

Люди радовались тому, что с каждым днём приближалось наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, как бы летящих, и с хохолками. Печенья назывались «грачами», «жаворонками» или просто птичками. Обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям. Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал в воздух. Печёных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали «птичек» на деревья, на шесты, на палки, плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотину поморила».

Птички-птички, невелички!
Прилетите к нам,
Принесите нам Весну теплую,
Лето плодородное.
Весну с дождем,
Лето с травами.
Весну с солнышком,
Лето с зернышком.

Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!

После печёных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала посева.

Во многих местах печенье выпекали в форме небольших крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весной, во время сева их бросали в сетево — особое решето, из которого сеяли зерно. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работавшему на ней пахарю. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зёрнышки, чешуйки хмеля или монетку. Обнаруженное зерно означало богатство, таракан — будущие сплетни, чешуйка хмеля — веселье. Часто «кресты» давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки-заклички:

«Крестики, крестики, жавороночки,
Крест подают и водой обдают,
Половина — то говина* перевалится,
Кадка с молоком перекатится».
(*Говином назывался пост, время говенья, ограничения в еде).

Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.

Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *